В России успешно испытан уникальный судовой радар ближней зоны СИД360-76, работающий на частоте 76 ГГц

судовой радар ближней зоны СИД360-76, работающий на частоте 76 ГГцООО «ДОК» сообщило об успешном завершении очередного этапа испытаний судового радара ближней зоны СИД360-76, прошедших в портовой зоне Мурманска.

Судовой радар ближней зоны СИД360-76 был установлен на крыле ходового мостика морского буксира «Анатолий Беликов» (далее — бк «А. Беликов»). Этот буксир проекта 04983 имеет порт приписки Мурманск, оператор — ФГУП «Атомфлот».

СИД360-76 является радаром закрытого типа, представляющим собой компактное решение без открытых подвижных элементов. Округлый влагозащищенный корпус имеет диаметр 40 см и высоту 85 см. В верхней части радара установлен радиопрозрачный пластиковый обтекатель антенны.

Радар предназначен для установки на любом судне, работающем в условиях плохой видимости. В первую очередь это суда-газовозы и другие суда с опасными грузами, ледоколы и коммерческие суда ледового класса, буксиры, спасательные суда, а также суда с автоматизированной системой безаварийной навигации или полностью беспилотные суда.

Тестируемое оборудование использовалось для получения радиолокационной информации об окружении судна в ближней зоне (0–300 м) в пределах угла обзора и с учетом мертвых зон. Вывод радиолокационной картины осуществлялся на дисплей, установленный внутри ходовой рубки.

Радар СИД360-76 работает на частотах 76 ГГц (76,5 ±0,5 ГГц), в миллиметровом диапазоне волн (длина волны 3,94 мм). Частотный спектр 76-77 ГГц выделен в России и других странах для безлицензионного использования радиолокационного оборудования на транспорте, благодаря чему применение радаров СИД360-76 не требует дополнительных разрешений от органов частотного надзора. Ширина луча радара в горизонтальной плоскости составляет 2°, в вертикальной плоскости — 15°. Мощность излучения передатчика радара — не более 100 мВт.

Преимущество технологического решения радара СИД360-76 — в сканировании ближней зоны «до собственного борта» с высоким разрешением при исключительно низкой мощности передатчика 100 мВт (для сравнения, мощность передатчика последних моделей iPhone в сетях 4G составляет около 300 мВт).

Отсутствие мертвой зоны и низкая мощность передатчика отличает СИД360-76 от традиционных морских радаров, имеющих значительную мертвую зону у борта (как правило, не менее 20 м) и очень высокую мощность передатчика. К примеру, штатный судовой радар типа Furuno M-1834C, установленный на бк «А. Беликов», имеет дальность 0,125–24 мили при мощности передатчика 4 кВт.

Соответствие радиолокационной картины на дисплее радара СИД360-76 и реальной обстановки вокруг бк «А. Беликов» осуществлялось визуальным способом. На фото для сравнения приведена радиолокационная картина с радара СИД360-76 и со штатного радара Furuno M-1834C при приближении к скалистому берегу и портовым сооружениям. Визуальная картина из рубки подтверждает значительно более высокую информативность радара СИД360-76 при сближении с другими судами, во время прохода в узкостях и в процессе причаливания.

В ходе испытаний были осуществлены проходы бк «А. Беликов» в непосредственной близости от портовых сооружений и судов с движением вдоль них, в том числе на расстоянии от борта менее 10 м, а также с осуществлением швартовки. Процесс работы радара в реальных условиях можно посмотреть на видео ниже. 

Результаты испытаний судового радара ближней зоны СИД360-76 показали полное соответствие радиолокационной картины и реального положения бк «А. Беликов» в акватории порта. Благодаря высокому разрешению радар ближней зоны СИД360-76 позволял обнаруживать в акватории порта как крупные суда и сооружения, так и малоразмерные цели — например, выступающие из воды камни, а также четко очерчивать береговую линию.

Радиолокационная картина с радара СИД360-76

Рис. 1. Радиолокационная картина с радара СИД360-76

При заявленной в программе испытаний дальности 0–300 м радар обеспечивает максимальную инструментальную дальность до 600 м. Программное обеспечение (ПО) радара позволяет устанавливать различную шкалу дальности на экране.

ПО радара использует данные о контуре судна и геометрическом положении радаров на борту для математического расчета дистанции от борта до борта. Для исключения мертвых зон необходимо использовать два и более радарных блока, устанавливаемых на противоположных бортах судна.

Радиолокационная картина со штатного радара Furuno M-1834C

Рис. 2. Радиолокационная картина со штатного радара Furuno M-1834C

Для крупных судов радарные блоки могут дублироваться по бортам как в носовой части, так и на корме — при этом оператору выводится обобщенная радиолокационная картина. Дополнительно выводится предупреждающая информация об опасном сближении с указанием курса на ближайшее препятствие (отмечается красной точкой на экране), и может включаться звуковая сигнализация.

Общий вид экрана радара СИД360-76

Рис. 3. Общий вид экрана радара СИД360-76

В частности, для буксира «А. Беликов» водоизмещением 360 т наиболее удобной оказалась шкала с радиусом 100 м. Точность измерения от борта «А. Беликов» до препятствий на проведенных испытаниях составляла 15 см.

www.dokltd.ru

Комментарии на “В России успешно испытан уникальный судовой радар ближней зоны СИД360-76, работающий на частоте 76 ГГц

  1. Красивые картинки в ясный солнечный день с масштабом 100м, при ухудшении метео (снег, дождь, туман) рабочая дистанция упадёт раз в 20 + поверхность обтекателя антенны еще добавит — хорошо если на экране что-то можно будет различить.
    Мощность подобного радара РЕКА от Микрана не более 1 Вт

    • Спасибо за комментарий.
      Дальность, на которую рассчитывался судовой радар диапазона 76 ГГц — ограничена 300 метрами, с учётом влияния осадков. Максимальная шкала дальности — до 600 метров.

      Туман не является препятствием для радара E-band, именно поэтому их и используют как альтернативу лазерным системам и видеокамерам, где это необходимо. Во время испытаний на Кольском полуострове, одним из пунктов, на которые хотел посмотреть заказчик, была именно работа в тумане, с чем радар отлично справился.

      В дождь, конечно поглощение сигнала присутствует. На дальности 300 метров, уровень отраженного сигнала снизится на 5-15 дБ в зависимости от интенсивности осадков.
      Да, возможно на 300 метрах профиль цели будет более размыт, но сама цель будет хорошо видна.

      Кроме того, основная задача этого радара — показывать максимально четкую и детальную радарную картинку вблизи судна носителя.
      Понятна задача , когда на дистанции 50 метров от борта необходимо предупреждать капитана судна о свисающей якорной цепи плав дока, находящейся на расстоянии 2-5 метров от борта самого плав дока. И в тоже время, нет никакого смысла в этой информации на дистанции 500 метров. Поэтому, для буксира, на котором проходили испытания, наиболее информативна оказалась шкала дальности 100 метров.
      Радар РЕКА закрывает другую задачу. Мы не конкурируем с импульсными радарами в обеспечении максимальной дальности обнаружения.

      • Оффтопик: скажите пожалуйста, какова минимальная длина граней для уголкового отражателя радаров 24 и 77 ГГц ?? Нужно для повышения заметности пешеходов автомобилями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *